САМАЯ ВАЖНАЯ ПРОФЕССИЯ Этот примечательный случай произошел на лекции Е.М. Мадхавананды прабху на фестивале «Бхакти-сангама» 2015 года. Семинар Мадхавананды прабху назывался «Культура уважения». На своей 3-й лекции, на которой присутствовало более ста человек, он задал следующий вопрос преданным: в человеческом обществе существует множество профессий и родов занятий, какая же из них является самой важной? Преданные вдохновились и начали отвечать, и их ответы были один трансцендентнее другого. Кто-то ответил, что работа над собой – самое важное. Кто-то сказал, что самое важное – это распространение Сознания Кришны и проповедь. Кто-то сказал самое главное – следование путем бхакти. Кто-то даже упомянул защиту коров. Вариантов ответов было много, и каждый раз Мадхавананда прабху говорил, что да, это действительно очень важный род деятельности, но все же не удовлетворялся этими ответами. Похоже, он искал слишком простой ответ. И чтоб еще более сфокусироваться на данной теме, мы упомянем, что тогда Мадхавананда прабху адресовал этот вопрос ученице Шрилы Прабхупады матаджи Нагопатни, которая присутствовала на данной лекции. Она ответила, что Шрила Прабхупада делал большой акцент на распространении книг. И опять Мадхавананда прабху подтвердил, что это действительно очень важно, но он ищет более очевидный нефилософский ответ. Видя, что ситуация с поиском ответа заходит в тупик, Мадхавананда прабху в качестве намека немного видоизменил вопрос и спросил, кто же является самым важным человеком в их жизни. Тогда преданные начали отвечать – это, конечно же, Гуру. Мадхавананда прабху не успокаивался, он продолжал намекать, а если не из преданных? И с горем пополам был достигнут «прорыв» и наконец-то преданные «разгадали», что самая важная профессия – это мать. И далее Мадхавананда прабху стал прославлять то незаменимое круглосуточное служение, которое мать оказывает своему ребенку: она вынашивает и в муках дарит рождение нам, она и кормилица, и повар, и сиделка, и врач, и учитель и т.д. Он цитировал множество стихов из священных писаний. Все это он связал с традиционной культурой уважения к женщине как матери, которое современная западная культура редуцировала до отношения к женщине как секс-машине. И потом Мадхавананда прабху все это объяснил с точки зрения вайшнавской сиддханты: мы поклоняемся Нараяни (Радхе) больше чем самому Нараяне, и Ее имя всегда произносим перед Его именем, а наши матери и жены являются Ее представительницами. Он говорил, что как правило, мы ценим служение преданных которые дают хорошие лекции, или поют сладкозвучные киртаны, или распространяют много книг, или руководят храмом, то есть тех, кто является для организации «ресурсом» и выдают какой-то «продукт». Однако кто ценит служение матаджи у которой грудной ребенок? Никто не надевает на нее гирлянду. Более того она является источником множества проблем и отвлекает всех от «преданного служения». При этом ее служение незаменимо, и она трудится в 100 раз больше чем самый самозабвенный брахмачари в любом ашраме. Но чтобы для нас картина приняла полностью законченный вид, и стало видно глубину проблемы, стоит отдельно упомянуть, что в продолжение всего этого опроса на лекции, который длился минут десять, молодая семья преданных сидели в дальнем углу с грудным ребенком и глава семейства кричал: «Самая важная работа – это мать! Это мать!!!». Это даже на аудиозаписи отчетливо слышно. А рядом преданные поворачивались и бросали раздраженные взгляды, мол, что за вздор вы несете. Всем было хорошо слышно его ответ, и он прокричал его раз пять, но этот вариант проигнорировали. Никто, включая переводчика, одного из лидеров крупной ятры, не посчитал достойным для перевода для лектора этот вариант ответа в своей простоте не похожий на трансцендентный. Мадхавананда Прабху так и не узнал, что кто-то из аудитории самостоятельно ответил правильно. После данной лекции случилось два никем незамеченных события. Первое, сразу после лекции Мадхавананда прабху сказал нам в личной беседе, что ему было очень больно от того, что из ста преданных никто не смог ответить на этот простой вопрос и что это свидетельствует о серьезной проблеме в культуре общества. И второе, один из наших друзей, который имеет брахманическую инициацию и находится в движении более 15 лет, сказал нам, что то, что он услышал на данной лекции – революционно. Представляете, ценности бхакти в движении бхакти – это революционно! Закономерно возникает вопрос, почему же в нашем обществе взгляд на мир через призму сиддханты бхакти – это что-то революционное? Возможный вариант ответа заключается в том, что в большинстве случаев мы культивируем не бхакти, а нечто другое, что в лучшем случае является лишь ее религиозным гибридом. Мукунда Хари дас